Источники света
Многие объекты, которые самостоятельно не испускают свет, имеют цвет. Цвет имеется благодаря отражению света от других световых источников. Объект поглощает изменяющееся количество света каждой длины волны, а не поглощенная часть отражается обратно к глазу, чтобы дать ощущение цвета. Ясно, качество света, освещающего объект, будет влиять на воспринятый цвет.
3.5.1 Белый свет
То, что видится как белый свет, обычно не имеет плоской спектральной чувствительности. Человеческие глаза развились, чтобы рассмотреть дневной "нормальный" источник света. В течение столетий художники предпочитают использовать пасмурный северный дневной свет при смешивании цветов; это особенно важно, когда над картиной работают длительное время, и цвета должны соответствовать использованным ранее в работе. Качество дневного света очень переменно, оно зависит от расположения, сезона и степени затемнения в числе других факторов. Ясно, желательно иметь стандартизированный источник света, представляющий дневной свет. Не удивительно то, что МКО рекомендовал использовать источники подобные дневному свету для согласования.
3.5.2 Источник света C
МКО ввел стандарт, названный Источник света C. Он состоит из двух частей:
1. Вольфрамовый
свет, электрическая нить накала которого
эксплуатируется при определенной
температуре, при которой получается очень теплый, оранжевый свет. (Этот свет стандарт, Источник света
A, но мало используется сам по себе).)
2. Фильтр, состоящий из бака синей жидкости, химический состав которой определен МКО, чтобы производить моделирование нейтрального дневного света. Пока это устройство является подходящим для лабораторного использования; довольно низкая светоотдача и жидкий неудобный бак. Кроме того, Источник света C отсутствует в ближней ультрафиолетовой области, что делает его менее полезным для флуоресцентных материалов. При распознавании этого, МКО определила другой класс дневных источников света, которые исправляют эти неточности.
3.5.3 D последовательные источники света
Они различаются соответственно их цветовой температуре, которая является одномерной характеристикой для цвета, аппроксимирующего белый свет; цвет произведен теоретическим черным телом (полным излучателем) при нагревании до индивидуальной, раскаляющей добела температуры. Наиболее общий D источник света соответствует температуре 6500°Кельвина, и таким образом назван D65. Другие источники света в D ряде иногда встречаются, особенно D50 (5000°K), в полиграфической промышленности. Спектр источников света A, C и D65 показан на рисунке 16. Обратите внимание что в ультрафиолетовой области (ниже 400 нм) кривая источника света C располагается намного ниже, чем кривая источника света D65.
Спектр D65 является сложным и трудным, чтобы точно воспроизводить его с искусственным светом. Нет никакого фактического прибора, определенного как часть стандарта. Вместо этого имеется процедура, чтобы определить насколько хороший специфический свет есть, дающий те же самые результаты цветового соответствия, как D65.
Ряд выбранных окрашенных образцов измеряются под светом, о котором идет речь, и их координаты цвета сравниваются с теоретическими величинами, рассчитанными из спектра отражательной способности каждого окрашенного кристалла и спектра D65. Результаты от каждого кристалла объединены, чтобы получить полный индекс качества воспроизведения цветового соответствия. Более чем 90% - хороший результат, ниже 60% даст значительные ошибки (погрешности).
Явление согласования двух выборок в цвете под одним источником света, но не другим называется метамеризм (т.е. когда цвета под разными источниками света отличаются - прим. технического. редактора). Процедура МКО разработана, чтобы минимизировать метамеризм между теоретическим D65 и практическими реализациями этого.
3.5.4 Другие источники света
Флуоресцентные лампы дневного света часто встречаются как внутреннее освещение.
Они обычно производят метамеризм с цветами, которые были определены с использованием дневного источника света. Рисунок 17 сравнивает спектр типичного флуоресцентного источника света с D65. Разногласия значительны.
Обычные домашние лампы накаливания имеют спектральное распределение подобное в полной форме источнику света A, показанному на рисунке 16. Поскольку это значительно отличается от D65, проблемы метамеризма могут ожидаться также с лампами накаливания. Неудачно, что два наиболее общих источника внутреннего освещения очень отличаются от дневного света (естественного освещения). Вот почему, когда точная оценка цветового качества или цветового равновесия должна быть выполнена визуально, используется специальный шкаф согласования. Это просто бокс, содержащий стандартный (эталонный) источник света, в который помещаются образцы для просмотра. Он окрашен серым внутри, чтобы обеспечить нейтральный фон.