Цвет в компьютерной графике

       

Печать в цвете


5.5.1 Терминология

Печать может означать одну из двух вещей:

1. Посылка файла на материальное устройство типа лазерного принтера, струйного или сублимационного принтера, который производит твердую копию.

2. Посылка некоторых данных типа файла или фотографии в типографию, чтобы получить растровые полутоновые пластины для печати. Большое количество печатных изданий может быть сделано с этих пластин при помощи офсетной литографии.

Эти две процедуры, хотя различаются в деталях, имеют общее в том, что цветная печать производится смешиванием чернил, воска или других красителей. Обычно они равнозначны, за исключением тех случаев, где это оговорено отдельно.

Технологии печати могут быть разделены на два типа. В первом, более общем типе, количество нанесенных чернил на отдельное пятно имеет два значения - некоторое количество или никакого. С тремя цветами чернил это означает, что только восемь цветов доступно.

Растрирование, обсужденное в предыдущем разделе, используется, чтобы увеличить этот малый диапазон. Офсетная литография и большинство лазерных принтеров, waxjets

и inkjets принтеры - примеры этого типа. Во втором типе количество нанесенных чернил может меняться, позволяя широкому диапазону цветов быть произведенными без растрирования. Они таким образом названы принтерами непрерывного тона и имеют хорошее качество близкое к фотографическому. Сублимационные принтеры являются примером этого типа.

5.5.2 Смешивание чернил

Печать с цветными чернилами является субтрактивным процессом, в отличие от аддитивного процесса, когда смешивается свет. Чернила - отражающие цвета и вычитают из источника света, чтобы произвести цвет, как показано на рисунке 52 и на иллюстрации 27.



Рисунок 52: Аддитивные и субтрактивные цвета.

Это означает, что в трехцветной системе основные цвета чернил широко соответствует вторичным цветам трехцветного аддитивного смешения - голубому, сиреневому и желтому, и что смесь из всех трех основных цветов дает черный, а не белый.
Также возможно печатать пятнистыми цветами в дополнение к, или вместо обрабатываемых цветов. Это вероятно сделано для того, чтобы производить цвета вне обрабатываемой цветовой гаммы с целью гарантировать то, что отдельный специфический цвет будет выглядеть тем же самым на различных принтерах, или, чтобы получать специальные эффекты.

5.5.3 Гаммы Принтера

Потому что печать использует субтрактивное смешивание, теоретическая гамма принтера определена на диаграмме цветности шестью точками: три основных цвета и три вторичных. Это то, что отличает ее от гаммы монитора, которая определена тремя точками, поскольку аддитивность гарантирует, что каждый производный цвет лежит на линии, соединяющей ее составляющие основные цвета. Форма типичной гаммы принтера, в данном случае Tektronix Устройства кадровой синхронизации, IIIPXi, показана на рисунке 53.





Рисунок 53: Пример гаммы принтера

Хороший набор чернил печати будет иметь высоконасыщенные цвета, давая широкую гамму. Изменения в цветных чернилах, используемых в различных принтерах, по крайней мере столь же широки, как разные люминофоры монитора.

Хотя цветовое смешивание субстрактивное, плотность чернил может рассматриваться аддитивной. Печать полного количества голубого, сиреневого и желтого дает плотность 300 % и коричневато-черный цвет. Добавление черных чернил дало бы общую достижимую плотность 400 % (и лучший черный цвет). На практике плотность отклоняется от аддитивности в некоторых способах, которые не только изменяют гамму, но также и значительно усложняют процесс цветового деления.

Из-за этого вид гаммы, показанной на рисунке 53, хотя полезен как руководство, не полностью точный. Профессиональные принтеры и цветные допечатные

агентства создают более точную гамму, измеряя образцы многих комбинаций чернил. Создается тестовый лист, содержащий образцы с известной пропорцией CMY или CMYK, и измеряются МКО координаты цвета каждого пятна. Иллюстрация 38 показывает часть такого листа.


Возникающие в результате данные используются для создания гаммы и, размещенные как 3х или 4х-мерная поисковая таблица, используются для того, чтобы предсказать пропорции чернил, требуемых, чтобы смешать данный цвет на том устройстве.

5.5.4 Факторы, влияющие на качество

Число переменных, влияющих на качество законченной печати, огромно; только небольшая часть может быть рассмотрена здесь. Вот почему используются специалисты цветных допечатных агентств, когда требуется высокое качество, такое как в книге и журнальной продукции.

Было установлено ранее, что плотность чернил может рассматриваться аддитивной. Многие из этих переменных должны исправить это предположение, являющееся только приблизительно истинным. Есть некоторые более важные факторы:

·      Прилипание (налипание) чернил. Чернила наслаиваются сверху друг на друга, и имеется различие в сцеплении между печатью на чистой бумаге и на бумаге покрытой чернилами. Этот эффект, который изменяется в зависимости от порядка нанесения чернил на бумагу, уменьшает аддитивность.

·      Максимальная плотность. Плотность 400%, соответствующая максимальному количеству каждых чернил, ослабила бы большинство документов и в результате вызвала бы вспучивание, разрыв и смазывание. Так как равные количества трех основных цветов произведут нейтральный серый, то некоторые или все пропорции смеси чернил удаляются и заменяются черными. Например, цвет C = 20, М = 30, Y = 40 мог бы быть заменен на C = 0, М = 10, Y = 20, K = 20 или C = 10, М = 20, Y = 30, K = 10. Это называется заменой серой компоненты (GCR). Иллюстрация 39 показывает 70% GCR.

·      Баланс серого. Практически равные количества каждого основного цвета не производят чистый ахроматический серый. Пропорции должны немного корректироваться, чтобы удалить цветовые оттенки, которые получились бы в результате, и к которым глаз является особенно чувствительным. Эта проблема, показанная на иллюстрации 40, уменьшена заменой серой компоненты.



·      Удаление цвета. Черные чернила используются, чтобы увеличить плотность чернил при высоких уровнях чернил, чтобы исправить недостаток аддитивности. Это усиливает контраст, и выполняется в дополнение к замене серой компоненты.





Рисунок 54: Удаление цветной краски (вычитание цветных красок из-под черной).

·      Требования совмещения. Это касается и печати пластин, и множественных проходов бумаги внутри принтера. Смещение изменяет цвет смеси чернил от измеренного, калиброванного значения и может вводить цветовые оттенки в серые. Очень небольшое смещение может влиять на конечный результат потому, что изменяется степень перекрытия растровых полутоновых точек и рабочих экранных углов.

·      Эффективность точечного размера. Измеряемая плотность чернил не полностью пропорциональна определенной области точек на полутоновом экране. Факторы, типа вязкости чернил и рассеивания через бумагу, имеют результатом увеличение размера (растровой) точки, увеличение фактической точечной области. В некоторых случаях может происходить увеличение размера (растровой) точки более чем на 25 %. Кроме того, на той стадии, где индивидуальные точки становятся достаточно большими, они начинают касаться друг друга, что создает эффект белых точек на цветном фоне, а не цветных точек на белом фоне.

·      Изменчивость чернил. Необходимо принимать во внимание изменения от картриджа к картриджу, поскольку, в отличие от люминофоров, чернила являются расходным материалом.

·      Точные (четкие) экранные углы и частоты, физическая разрешающая способность устройства определяют число цветов, которые могут быть напечатаны.

5.5.5 Печать с использованием не-CMYK моделей

Некоторые принтеры разрешают, чтобы цвет был определен в стандарте формата не зависящего от внешних устройств, типа одной из моделей МКО. Например, текущая версия (Level 2) языка описания страниц Postscript, который широко используется в принтерах и фотонаборных устройствах, обеспечивает данную возможность.



В Postscript основная структура для цветовых моделей, основанных на МКО, параметризована, чтобы определить искомую цветовую модель. Графические примитивы затем описываются, используя эту модель. Примеры возможных Postscript моделей цвета включают МКО 1931 XYZ, МКО 1976 LUV, или SMPTE RGB. Вспомните, что RGB, в контексте телепередачи, имеет отношение к конкретному набору люминофоров.

Одна проблема с использованием не-CMYK модели заключается в том, что могут быть определены цвета, которые не могут быть напечатаны на конкретном устройстве. Эту проблему нужно решать в зависимости от устройства. При использовании программы графического подбора цвета или системы управления цветом таких цветов можно избежать. Например, на иллюстрации 41 показано такое средство, отображающее различие между гаммой монитора (Tektronix XP29P терминал PEX, сплошная линия) и принтера (Tektronix 4396DX, пунктирная линия). Выбранный цвет показан и в RGB, и в TekHVC моделях цвета. Проблема отображения гаммы и обработка цветов вне гаммы обсуждается в разделе 5.7


Содержание раздела